Вторник, 11.12.2018, 15:14
МДОУ № 8
ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК 

 Профилактика речевых нарушений в детском возрасте

Категории раздела
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связанна с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.

    Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым "играм" младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

    Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

    Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, его речь может развиваться медленнее. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языковыми системами.

    В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

    • Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.
    • Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
    • К 3-м годам у нормально развивающегося ребёнка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, его общение с взрослыми и детьми становится речевым.
    • Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление реи в этом возрасте ещё несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков "р", "л", наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга.

      Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

      1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

      2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

      3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

      4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

      5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.


    На первом году жизни, помимо осмотров педиатра, ребёнка важно показать невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, в возрасте 2х лет - тем же специалистам, а также логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути развития речи.

    Логопедическая профилактическая и коррекционная работа проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках. При необходимости ребёнок направляется в логопедический детский сад. Младшим школьникам оказывают помощь логопедические пункты при общеобразовательных школах.